НОВАЯ РУССКАЯ ШКОЛА

НОВАЯ РУССКАЯ ШКОЛА
("новаторы") – группа композиторов (Балакирев, Кюи, Бородин, Мусоргский, Римский-Корсаков), сблизившихся в 60-х годах XIX в. и некоторое время составлявших тесно сплоченный кружок, представителями которого в литературе были, главным образом, Кюи и В. Стасов. Кружок (носивший также название "балакиревского") восставал против консерваторской рутины и безусловного поклонения классикам, против мейерберовского эклектизма и вагнеровских теорий Серова, против господствовавшей тогда итальянской оперы, – и таким образом вооружил против себя и консерваторские круги (Рубинштейн, Ларош, Фаминцын), и серовскую партию и итальяноманов (Ростислав). В пылу увлечения допущены были при этом с обеих сторон преувеличения и крайности. Труднее определить положительные идеалы н. р. ш. С одной стороны на них отразились общие веяния 60-х годов (реализм, народничество), с другой – влияние новых "романтиков" Запада с их стремлением к "программности" в музыке. Отсюда преклонение перед народной песнью, перед Глинкою, как основателем (особенно в "Руслане") самобытной русской школы, перед Даргомыжским, провозгласившим в "Каменном госте" требования музыкального реализма, перед Шуманом, Берлиозом, Листом. Тем же духом отмечена и деятельность Бесплатной Музыкальной Школы (См.), находившейся под влиянием кружка. На собраниях кружка нередко проектировались, исполнялись и обсуждались произведения его членов. Некоторые сочинения были написаны даже сообща членами кружка (опера-балет "Млада" в 1872, отчасти "Парафразы" на детскую тему); другие, оставшиеся за смертью авторов неоконченными, были закончены или инструментованы членами кружка (См. Даргомыжский, Римский-Корсаков, Мусоргский, Кюи, Бородин; а также Глазунов, Лядов А.). В области оперы кружок проповедовал зависимость музык. форм от данной драматической ситуации, требуя при этом полного соответствия музыки со словом и отводя широкое место мелодическому речитативу. Первенствующая роль отводилась при том пению, а не оркестру и лейтмотив не играл существенной роли. Таким образом, некоторое сходство можно наблюдать только между оперными идеалами н. р. ш. и вагнеровскими, а не между средствами к достижению этих идеалов. Но характеры дарований членов кружка были совершенно различны; со временем изменились также их взгляды на многие вопросы музыкального искусства. Не удивительно поэтому, что мало-помалу расходясь в своей композиторской деятельности с самого начала, они в конце концов пошли по разным путям. Между "Каменным гостем", как исходным пунктом н. р. ш., и ее первыми произведениями ("Псковитянка", "Ратклифф", "Борис Годунов"), с одной стороны, и "Игорем", "Царской невестой", "Садко" и "Сарацином", как этапами ее дальнейшей эволюции, с другой стороны – дистанция огромного размера, исключающая пожалуй самое понятие об одной "школе". Таким образом, если о н. р. ш. и можно толковать как о "школе", а не только как о кружке лично близких друг к другу композиторов, то лишь по отношению к шестидесятым и семидесятым годам, – т.е. той "боевой" эпохе, когда члены кружка только пробивали себе дорогу и не вполне индивидуализировались. Историческое значение н. р. ш. огромно. Почти все новейшие русские композиторы одинаково находятся под влиянием Бородина, Мусоргского и Римского-Корсакова, как и Чайковского. К тому же некоторые из членов н. р. ш. принимают ныне близкое участие в делах консерватории и И. Р. М. О. (Кюи, Римский-Корсаков, cм. также Глазунов, Лядов), Чем еще более облегчается процесс слияния некогда противоположных направлений. о н. р. ш. писал Кюи в "La musique en Russie" (Paris, 1880). Из этой книжки черпаются большей частью сведения о русской музыке за границей (особенно во Франции), вследствие чего там продолжают считать н. р. ш-у существующей и поныне в прежнем ее виде и значении. еще статьи под каждым из упомянутых здесь имен. (Э.).

Музыкальный словарь Римана. - Москва, Лейпциг. . 1904.

Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое "НОВАЯ РУССКАЯ ШКОЛА" в других словарях:

  • НОВАЯ РУССКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА — см. Могучая кучка …   Большой Энциклопедический словарь

  • НОВАЯ РУССКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА — «НОВАЯ РУССКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА», см. «Могучая кучка» (см. МОГУЧАЯ КУЧКА) …   Энциклопедический словарь

  • Новая русская музыкальная школа — («Новая русская музыкальная школа»)         творческое направление в русской музыке 60 70 х гг. 19 в., известное под названием Балакиревский кружок или «Могучая кучка». Впоследствии название «Н. р. м. ш.» распространилось на композиторов,… …   Большая советская энциклопедия

  • "Новая русская музыкальная школа" —         творч. содружество рус. композиторов, сложившееся в кон. 50 х нач. 60 х гг. 19 в. Известно также под назв. Балакиревский кружок, Могучая кучка . Понятие Н. р. м. ш. было выдвинуто членами Балакиревского кружка, считавшими себя… …   Музыкальная энциклопедия

  • «Новая русская музыкальная школа» — см. «Могучая кучка» …   Энциклопедический словарь

  • Русская диаспора — в Европе Российская диаспора (Русская диаспора) выходцы из России и Союза ССР, а также их прямые потомки, не являющиеся гражданами РФ и признающие свою духовную или культурно этническую связь с РФ или любым из её субъектов. При этом отнесение тех …   Википедия

  • Русская пятёрка — «Могучая кучка» (Балакиревский кружок, Новая русская музыкальная школа) творческое содружество российских композиторов, сложившееся в конце 1850 х и начале 1860 х годов. Название дал кружку его идеолог критик Владимир Стасов. Впервые название… …   Википедия

  • Русская литература — I.ВВЕДЕНИЕ II.РУССКАЯ УСТНАЯ ПОЭЗИЯ А.Периодизация истории устной поэзии Б.Развитие старинной устной поэзии 1.Древнейшие истоки устной поэзии. Устнопоэтическое творчество древней Руси с X до середины XVIв. 2.Устная поэзия с середины XVI до конца… …   Литературная энциклопедия

  • РУССКАЯ ФОРМАЛЬНАЯ ШКОЛА —         литерат теор. направление, проявившееся в 10 20 х гг. и оказавшее влияние не только на становление совр. лит. теории, но и на развитие др. гуманитарных наук, а также на худож. практику (лит ра, кино, театр). В 1916 25 существовала… …   Энциклопедия культурологии

  • РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ — совокупность философских идей, образов, концепций, присутствующих во всем контексте отечественной культуры, начиная с ее возникновения до сего дня. Генезис отечественной культуры и возникшей в ее лоне протофилософской мысли уходит в глубины… …   Философская энциклопедия

Книги

Другие книги по запросу «НОВАЯ РУССКАЯ ШКОЛА» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»